Справочник мастера по дереву
Деревянный дом
Справочник мастера по дереву

Склеивание

Клеи

С полной ответственностью рекомендовать начинающему резчику для работы можно только столярный, или так называемый глютиновый клей. Для ответственных склеиваний, где предполагаются усилия на разрыв или удары, а также в ряде других случаев применять водный клей типа ПВА или казеиновый не следует из-за неуверенности в их качестве: он может быть старым, неправильно приготовленным и т. д. Тем более что казеиновый клей оставляет заметный шов, иногда изменяет цвет древесины, разрушается со временем, недостаточно эластичен. Ка­зеиновый клей обладает также способностью проникать через поры шпона на лицевую сторону и давать неисправимые пятна. Через 2-3 часа разведенный казеиновый клей уже не пригоден для работы: он затвердевает. В высохшем клееном шве он тупит инструмент.

Следует с осторожностью применять синтетические неводные клеи. Так, например, один из лучших клеев этого рода - «Момент-1». Этот клей очень удобен как универсальный, но в ответственных местах дерево он держит недостаточно прочно. Хорош для фанеровки, особенно тем, что позволяет 20-минутную выдержку после нанесения клея и до склеивания поверхностей (когда можно работать без спешки). Но если в дальнейшем покрытая фанерой (шпоном) поверхность подлежит отделке маслом или синтетическим лаком, то этот клей размягчается, фанерка местами отстает, образует «чижи» - воздушные пузыри. Тем более синтетические клеи не подходят, если поверхность резного изделия потом покрывается растительным маслом. Масло тоже размягчает такой клей. Тем не менее клеи на основе эпоксидной смолы представляются вполне надёжными, особенно при силовом склеивании крупных деталей поделки.

Приготовление столярного клея и технология склеивания

Способ приготовления столярного клея приводится на пакете, в котором он продается (обычно в гранулах): предварительное замачивание водой, чтобы она покрыла весь объем гранул, и затем разогревание в водяной бане до температуры несколько ниже кипения воды. При температуре выше 80° С снижается клеящая способность столярного клея. Сама клеянка не должна быть железной, банкой например, так как от железа клей портится (чернеет). Для работы же резчика важным свойством столярного клея является его прозрачность, что делает незаметными швы, чего, кстати, лишены другие водные клеи. Лучшая клеянка - маленькая стеклянная баночка. Как во время разогревания клея, так и после удобно баночку закрыть листом бумаги, сложенным вдвое с обмином по краям. Еще лучше с этой целью использовать бытовую алюминиевую фольгу. С таким предохранением клей меньше испаряет влагу и меньше загустевает.

Слишком густой клей разбавляют небольшим количеством воды, тщательно перемешивают, пока не исчезнет помутнение. Воду для столярного клея лучше брать кипяченую, так как соли сырой воды ухудшают качество клея. Если при разогревании клея появляется светлая пена, это говорит о его плохом качестве, когда поверхность клея затягивается пленкой - это признак его готовности. Консистенция клея после разогревания должна быть такой, чтобы он стекал с лопаточки для помешивания, а не капал.

В малых объемах столярный клей в гранулах можно разводить сразу, без предварительного замачивания, т. е. залить его теплой водой и при частом помешивании щетинной кистью или деревянной лопаточкой, чтобы гранулы не слиплись в один комок, поставить на разогревание в водяную баню. Такой прием выручает, когда потребуется клей внезапно при работе с резьбой.

Разведенный клей можно использовать несколько дней, при этом его качество постепенно снижается, особенно когда на нем появляются сверху пятна плесени. Поэтому перед оклеиванием ответственных мест, где жела­тельна надежная прочность, нужно клей приготовить заново. Если же склеиваемые детали будут подвергаться ударам, то лучше добавить в столярный клей 10°о глицерина для пластичности, а склеиваемые поверхности протереть уксусом. Для борьбы с микробным разрушением клея, а он по сути своей представляет очень крепкий бульон, в него можно добавить небольшое количество какого либо антимикробного средства: фурацилина, гипохлорита натрия и т.п.

Полезно для более цепкого схватывания сделать острием ножа царапины на обеих склеиваемых поверхностях с небольшим наклоном к направлению волокон в обе стороны (сделать косую сетку), а после нанесения клея на обе поверхности их притереть друг к другу.

Применять лучше горячий клей и соединять склеиваемые поверхности, пока клей не застыл, но нельзя это делать очень быстро. Ориентировочное время для выдержки такое: от 1 до 2 минут между нанесением клея и наложением поверхностей друг на друга и еще 1-3 минуты до сжатия их. Тогда клей впитается в поры древесины и обретет нужную консистенцию, чтобы не выдавиться полностью.

Окончательно процесс склеивания длится около 12 часов, причем уже после 4-5 часов можно не только снять пресс или стягивающий шнур, но и обрабатывать склеенную деталь, если при работе склеенные части не подвергаются большим усилиям на разрыв или сдвиг.

Чтобы клееный шов не боялся влаги, в горячий столярный клей добавляют около 25% натуральной олифы. В этом случае он не так быстро загустевает в процессе работы, т. е. позволяет давать большую выдержку перед наложением склеиваемых поверхностей друг на друга и их сжатием.

Дадим начинающему мастеру несколько советов, как лучше организовать процесс склеивания. Эта работа заставляет иногда нервничать: то клей, который был нанесен сначала, застыл, то измазаны руки, то потерялась какая-то нужная вещь. Поэтому к работе со столярным клеем лучше тщательно подготовиться. Надо закрыть форточку, чтобы не было сквозняка, который усиливает подсыхание и остывание клея, приготовить влажную тряпку для обтирания рук и затеков клея, широкую кисть, пометить заранее, как будут приклеиваться детали, приготовить все необходимое для сжатия клееного шва. Если поверхность покрытия клеем большая, то удобнее работать вдвоем, двумя кистями, чтобы быстрее нанести клей. Совсем хорошо иметь рядом электроплитку для подогревания водяной бани, когда это потребуется.

Склеивание с применением сжатия

Простейшее и самое удобное приспособление для сжатия - это резиновый шнур, продаваемый в аптеках или галантерейных магазинах. Иметь в запасе в полиэтиленовом пакете куски разной длины такого шнура необходимо для всех случаев склеивания. Следует учесть, что натяжение, создаваемое многими витками шнура, настолько сильно, что может сдвинуть одну деталь относительно другой или полностью выжать клей. В этом случае придется смазывать детали горячим клеем заново и обматывать шнуром место стыка так, чтобы не вызвать боковых сдвигов. Иногда для надежности приходится фиксировать деталь от бокового смещения небольшим гвоздиком, вбиваемым рядом с приклеиваемой частью для ее упора.

Прижатие крупных деталей при склеивании можно делать с помощью струбцинок или специально выполненным для этой цели зажимным устройством. Удобно при склеивании столярным клеем отдельных деталей применять для фиксирования и большей надежности вставные деревянные шипы круглого сечения (их называют также нагели, штифты, шканты, шпильки), маскируемые иногда под какую-либо деталь изделия. Так, например, были выполнены некоторые поделки сборной и накладной резьбы. О них с соответствующим пояснением речь пойдет ниже.

Если столярный клей свежий и приготовлен по вышеизложенным правилам, то небольшие детали с хорошо подогнанной поверхностью контакта можно склеивать и без прижимного приспособления: притереть друг к другу намазанные клеем детали, подержать руками 2-3 минуты, убедиться, что клей схватился, и отложить склеенные детали в сторону, но положить их так, чтобы они не разъединились от собственной тяжести, т. е. чтобы одна из них своим весом давила на клееный шов сверху вниз. Можно также «связать» склеенные детали одной-двумя полосками бумаги на том же клею. Такой прием удобен особенно в том случае, когда при стягивании резиновым шнуром есть опасность сделать сдвиг одной детали относительно другой или сам процесс намотки шнура из-за сложности формы деталей получается длительным, тогда не будет гарантии, что сжатие получилось по незагустевшему клею.

Подгонка соединяемых деталей

Иногда в накладной резьбе приходится подгонять деталь к кривой поверхности основы: к чаше вазы, к телу колонны и т. д. В таком случае удобно намазать поверхность основы мелом или карандашом, а если она уже покрыта лаком и предназначена для крепления на ней накладной детали на шипы, то маслом. Деталь, с предварительно на глаз подогнанной поверхностью контакта, прижимается и слегка притирается к подготовленной таким образом основе. На ней останутся следы мела, карандаша или масла в местах соприкосновения, которые и нужно удалять до тех пор, пока будет максимум мест контакта.




 
 
Справочник мастера по дереву

www.drevmast.ru