Справочник мастера по дереву
Деревянный дом
Справочник мастера по дереву

Заделка трещин

Трещины

Лучший способ заделать трещины - это вставить в них кусочки такой же древесины. С этой целью щель прочищается и выравнивается ножом так, чтобы легче было подогнать под нее вставку. При обработке и выпиливании черновой болванки будущего изделия нужно заранее планировать заготовку больших кусков отходов, необходимых впоследствии для вставок в трещины.

Для заделки трещины надо выбирать кусок дерева, по возможности, с того же места, где находится щель. Если это не удается, нужно подбирать кусок такого же цвета, расположенного так же далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. Дело в том, что подкорковые слои древесины и расположенные ближе к центру имеют разный цвет во многих породах деревьев, так же, как отличаются оттенки древесины в долевом сечении по годичным слоям (тангенциальный разрез) и в поперечном - через ось ствола (поперечный разрез). Поэтому, когда отделяются от чурака куски дерева, годные для заделки трещин, на них сразу же надо делать пометки карандашом или заворачивать в бумагу с соответствующими пометками о месте расположения в стволе, направлении к центру и вверх.

Форма щели для вставки обрабатывается так, чтобы она расширялась к периферии, тогда вставку можно вбить в щель. Предварительно вставка тщательно подгоняется по форме ножом и напильником.

Результат исправления материала иногда проявляется не сразу, поэтому заделке трещин нужно посвятить столько времени, сколько требуется для хорошей, качественной работы, чтобы потом не расстраиваться из-за неудачи. Об использованных приемах и методах лучше вести записи для последующего анализа и наблюдений, так же поступать и при других операциях в резьбе.

Сначала подгоняются несколько вставок, затем разогревается столярный клей и вставки забиваются с клеем. Если вставки крепко забиты, лучше их сразу же и зачистить. Только нужно осторожно попробовать ножом на выступающей части вставки, как идут слои древесины. Не надо скалывать опрометчиво всю лишнюю часть вставки: скол по направлению волокон может уйти внутрь щели. Лучше оставить вставку немного выступающей и зачистить потом напильником поперек слоев древесины. Излишек клея удаляется влажной тряпкой.

Если после заделки вставки видны неполучившиеся места, их нужно исправить: добавить тонкую пластиночку в незаполненную часть щели или заменить вставку. Отциклевать вставку, захватив часть поверхности основной поделки, и сличить цвет. Если вставка отличается по цвету в сторону светлого, ее тут же следует слегка подморить натуральной морилкой. Более темный цвет вставки неисправим: при сильном отличии цвета лучше вставку заменить, незначительное отклонение цвета можно оставить, так как более темные вставки меньше заметны, чем светлые, причем со временем разница в цвете несколько выровняется. В крайнем случае можно попытаться отбелить вставку составами, о которых мы расскажем в разделе «отделка поверхности».

Существующее среди начинающих резчиков мнение о заделке трещин древесными опилками на столярном клею, скорее всего, ошибочно и не базируется на собственном опыте. Такие заделки видны, их можно применять только для работ грубо декоративных, больших форм и обозреваемых с достаточного расстояния.

В темных породах дерева, как, например, темно-красный эвкалипт, орех (иногда красное дерево), можно в неответственных местах использовать заделку мелких трещин или раковин замазкой на основе опилок, но тонированной. Приготовляется она следующим образом. Замешиваются густо опилки этой же древесины на жидком столярном клею (обычный столярный клей консистенции для склеивания разбавить до полуторного объема) и туда добавляется масляная художественная краска охра красная (для эвкалипта) по объему третья-четвертая часть от замеса опилок. Для других темных пород дерева берется другая художественная краска, иногда с подгонкой оттенка с помощью еще одной краски. Во всяком случае, полученный тон замазки должен соответствовать тону древесины после его потемнения на солнечном свету под маслом. Учесть, что цвет самой замазки ни от света, ни от времени не изменится, а также то, что отклонение цвета замазки в сторону темного более терпимо, чем в сторону светлого: оно воспринимается глазом как естественные пороки древесины.

Следует учитывать, что масляная краска придает замазке пластичность и меньшее усыхание, так как чисто масляная краска при «высыхании» не уменьшается в весе, а увеличивается (происходит процесс полимеризации, а не испарения растворителя, как в нитрокрасках, например). По этой же причине лучше не применять в качестве связующего вместо художественной малярную краску или олифу, даже натуральную, так как в них большой процент летучих растворителей, а количество льняного масла уменьшено до минимума. Чем больше в замазке масляной краски, тем дольше ее высыхание (до двух-трех суток), но тем она надежнее и меньше усыхает.




 
 
Справочник мастера по дереву

www.drevmast.ru